140080, Московская область, г. Лыткарино, промзона Тураево, стр. 2Б

Тураевская старообрядческая община

при храме Рожества Пресвятыя Богородицы в Тураево
140080, Московская область, г. Лыткарино, промзона Тураево, стр. 2Б
Контактный номер телефона: +7 (495) 532-75-74

 

основание храма

Впервые старообрядцы деревни Тураево упоминаются в 1746 году в ревизских ведомостях о раскольниках по Москве и Московскому уезду. Как записавшиеся в двойной подушный оклад.

Свой храм тураевские староверы обрели гораздо позже. О старообрядческом храме-моленной в деревне Тураево (в архивных материалах она называлась часовней, моленной) сообщается в «Ведомости о состоящих в Москве и ее губернии старообрядческих и раскольнических часовнях и молельнях» за 1826 год. Там указано, что в удельной деревне Тураевой старообрядческая часовня «существует лет с 13, построена без позволения». Часовня была деревянной с небольшим деревянным крестом. Таким образом, датой основания храма можно считать 1813 год.

В 1824 году, несмотря на запрещение поновлять культовые постройки, тураевские крестьяне самовольно перекрыли крышу на своей часовне. В 1825 году эта «самовольно произведенная» новая кровля была разобрана земским исправником. Но, вероятно, вскоре часовня была вновь перекрыта и украшена небольшим деревянным крестом.

За староверами или как их называли – «раскольниками», всегда осуществлялся особый надзор. Благодаря неусыпному наблюдению регулярно проводились обыски и описи существующих моленных. Первая подробная опись дошла до нас благодаря рапорту бронницкого земского исправника Давыдова московскому военному генерал-губернатору князю Дмитрию Владимировичу Голицыну от 4 февраля 1831 года.

 

 

gallery/история_рисунок1.1 copyвз

Построена она была позади деревни на особом месте, деревянная внутри длиной 14-ть шириной 9 аршин. Пол и потолок в ней были деревянные из досок. Высота потолка 4 аршина. В средине потолок выкрашен  бело-голубой краской и декорирован звездочками из мастики.

На возвышенном месте отдельно находился иконостас который был выкрашен голубой краской и местами позолочен, с золочеными колоннами. В иконостасе для входа имелось трое дверей с изображениями на них святых образов. Внутри против средних дверей расположен жертвенник на коем в середине положена книга евангелия и крест. Моленная имела окна с дощатыми затворами и рамами со стеклами. В середине часовни с потолка повешено большое медное паникадило со свечами.

При входе в часовню имелись дощатые двери на петлях и железных крючьях, а снаружи деревянное крыльцо. Вся часовня крыта тесом на которой был небольшой деревянный выкрашенный голубой краскою крест».

 

В донесении новообрядческого благочинного, священника церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Мячкова Ф.К. Сахарова митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету (Дроздову) от 12 июля 1849 года дано описание и местоположение уже двух часовен (зимней и летней) в деревне Тураево. Зимняя – «деревянная под тесовою кровлею часовня», построенная «с ведома Правительства», значит до 1826 года, стояла «на задворках крестьян Языковых в виде амбара», от нее в деревню вел переулок, который соединял главную улицу и бывший «бечевник».

«И в улице прямо против часовни, – продолжал Ф.К. Сахаров, – висел пудов в семь колокол на столпе, который по нечаянности как-то разбился у них и довольное время были они без колокола. Ныне в нечаянный проезд увидел я, что в оной деревне опять повешен колокол, новый, на новом, выше и лучше прежнего обделанном столпе, и на другом месте от часовни, гораздо подалее прежнего, поставили столп, впрочем подле малой часовенке, среди селения устроенной. Вес нового колокола полагаю пуда в четыре». Летняя часовня – это «малая часовенка», стояла «среди селения».

gallery/история_рисунок1.2 copyвз

Более точное расположение второй часовни и колокола около нее дается в донесении Московскому военному генерал-губернатору. «В удельной деревне Тураевой ... раскольническая часовня выстроена с давних лет и находится в числе дозволенных, починок и поправок в ней не оказалось. От нее по проулку к улице селения, и по оной направо к концу селения на расстоянии 80 сажен, близ обыкновенной деревенской некапитального строения часовни повешен на столбе, окрашенном черною краскою, вышиною 12 аршин, толщиною 5 вер[шков], вверху раздвоенность, и покрытом тесовою крышею, окрашенною красною краскою, колокол, весом в 3 пуда 12 ½ фун[тов] с надписью «Зенкович».

Тураевские старообрядцы исконно принадлежали к поповшинскому толку, т.е. принимали беглых священников господствующего исповедания, а после присоединения к старообрядчеству в 1846 году Босно-Сараевского митрополита Амвросия уже имели и своих постоянных священников. Согласно ведомостям описанию часовни 1831 года, а также ведомостям  «О раскольнических молитвенных зданиях, находящихся в Московской губернии за 1847–1848 гг., в деревне Тураево уже существовало «моленное здание с престолом», что вполне подтверждает использование существующей моленной как полноценного храма. Из произведенного 1850 году дознания и собранных о Тураевской часовне сведений также явствует, что крестьяне деревни Тураевой принадлежли к расколу поповщинской секты и что часовня у них существует с давних лет и находится в числе дозволенных.

Продолжающиеся гонения на старообрядцев во второй половине ХIХ века, привели к изъятию престола, стоявшего в зимней часовне. 29 февраля 1859 года бронницкий земский исправник докладывал московскому гражданскому губернатору князю К.А. Щербатову: «Имею честь донести, что престолы в раскольничьих часовнях деревни Фединой, Чулковой и Тураевой мною сняты и сданы местным благочинным под расписки их на описях… Деревни Тураевой священнику села Верхнего Мячкова Богородицко-Рождественской церкви священнику Федору Сахарову, и им поставлен в приходскую вышеупомянутую церковь». Чуть позже, 25 апреля 1859 года благочинный Федор Сахаров пишет: «Сданный мне г. Бронницким исправником Афанасьвым из Тураевской часовни раскольнический престол… огню предан, и – в церковной печи, по предписанному».

Имея молельню с престолом, крестьяне деревни Тураево, несомненно, окормлялись духовно, т.е. в деревню приезжал священник, а может быть и сам архиерей. Иначе кто бы мог произвести освящение храма с престолом?

В ведомостях о раскольнических молитвенных зданиях за 1856 год при молитвенном здании в деревне Тураевой имелось лицо мужского пола, проживающее при здании моленной.

Первым известным нам духовником Тураевских жителей был священноиерей Прокопий Федорович Лапшин. Его имя сохранилось в протоколе «1869 года, декабря 6-го дня», где крестьяне деревни Тураево, все мирское общество сельца Островцов, Верхнего и Нижнего Мячкова просят им поставить для богослужения при тураевской моленной во священники одного из двух предложенных местных жителей.

gallery/история_рисунок2 copyвз

Рис. 3 – Донесение митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету (Дроздову) о Тураевской часовне и замене разбившегося колокола новым. 1849 год.

gallery/история_рисунок3 copyвз

Рис. 4 – Прошение крестьян д. Тураево, сельца Островцы, села Верхнее Мячково, села Нижнее Мячково о поставлении на приход священника из двух предложенных кандидатур. 1869 год.

Данное прошение также характеризует размер тураевкого прихода, являвшегося уже в средине 19 века, не смотря на преследования, активным оплотом старообрядчества.

На основании прошения, 18 декабря 1869 года в Тураево был рукоположен в сан священника местный уроженец Дмитрий Васильевич Языков. Таинство хиротонии совершил архиепископ Антоний (Шутов) Московский и Владимирский. Прослужил он в Тураево 42 года, до своей смерти 22 октября 1911 года и был похоронен за алтарем тураевского храма.

Сразу после принятия прихода о. Димитрием случилось несчастье, 22 ноября 1870 года тураевский храм сгорел.

gallery/история_рисунок5 copyвз

Рис. 5 – Доношение митрополиту Московскому и Коломенскому Иннокентию о сгоревшей 22 ноября 1870 года часовне в деревне Тураево.